Энциклопедия Классической Мультипликации

Всё о мультфильмах, мультсериалах и об их создателях

Энциклопедия Классической Мультипликации


Мультфильмы

Мультсериалы

Рецензии

Новости

Карта Сайта


 

СТАТЬИ: "Полнометражные мультфильмы Уолта Диснея"

Навигация

"Полнометражные мультфильмы Уолта Диснея"


Огромный пласт в истории анимационного кино занимают, конечно же, полнометражные мультфильмы Диснея. Их роль в этой истории колоссальна - ведь именно диснеевские полнометражки по праву стали образцом качественной анимации, на них стали равняться многие мультипликаторы со всего мира. Большинство длинных анимационных лент Уолта было произведено еще в конце 30х - начале 40х годов прошлого столетия, но тем не менее полнометражки по-прежнему с упоением смотрит сегодняшнее поколение зрителей. О таких знаменитых лентах, как "Фантазия", "Белоснежка и семь гномов", "Бэмби", написано множество статей, рецензий и кратких сведений. В большинстве из них их авторы косвенно упоминают о создании мультфильмов, однако с удовольствием высказывают свое собственное мнение от просмотра. В этой статье я хочу пойти по другому пути: я не буду критиковать эти легендарные картины, хотя бы потому что они легендарные; я не хочу обсуждать такой аспект, как "плохой этот мультфильм или хороший", я просто постараюсь красочно изложить свои мысли о всех полнометражных мультфильмах Диснея. 

Итак, как я уже упомянул выше, диснеевские полнометражные анимационные ленты занимают огромный пласт в истории анимации. И этот пласт в настоящее время до сих пор продолжает понемногу "толстеть" благодаря новым великолепным полнометражкам диснеевской студии. Приемники главного мультипликатора ХХ века продолжают выпускать высококачественные анимационные продукты, что не может не радовать. 

Уолт Дисней был передовиком в анимационных фильмах, поэтому, естественно, именно Уолту было суждено стать родоначальником цветного полнометражного звукового мультфильма. Прежде чем снять свою первую полнометражную ленту, Дисней уже зарекомендовал себя в Голливуде как основатель своей собственной студии, как создатель первых цветных и звуковых мультфильмов, в связи с чем, само разумеется, от Диснея ждали новых подвигов. Однако вполне вероятно, что если бы после всех этих "достижений" Уолт не придумал бы что-нибудь новенькое, он наверняка бы "встал" в ряды скромных мультстудий и продолжал бы снимать коротенькие анимации, таким образом, не взойдя на настоящий олимп славы и почета. 

Всё началось с того, что как-то раз Дисней вместе со своими коллегами зашел в один из престижных кинотеатров Парижа. В этот момент в зале на брезентовом экране вовсю шли мультфильмы с Микки Маусом. Уолт не скрыл своего удовольствия и улыбнулся. Но его реакция резко изменилась тогда, когда после одной анимационной ленты с Микки, показали ещё одну, еще, еще и еще. Всего парижским кинотеатром было показано восемь короткометражек с рисованным мышонком Уолта. Мультипликационное действо длилось как весь художественный фильм! Дисней был ошеломлен и безумно счастлив одновременно, кроме того, с того случая он только и стал думать о первой постановке цветного полнометражного мультфильма. Ему было абсолютно наплевать, сколько будет стоить эта "фантастика", каким образом он вместе со своим братом Роем достанет средства на создание грандиозного мультфильма и обновление студии, какой адский труд предстоит выполнить всей его съемочной группе и ему в том числе... Он хотел снимать! Он хотел идти вперед и не топтаться на одном месте!

Сотрудники Диснея, узнав о планах своего хозяина, в глубине души посчитали его безумцем - как можно снимать то, что еще никогда не снимали! И если даже  э т о  снять, то сколько  э т о  будет стоить, и каким оно получится?! Тем не менее, Дисней с коллегами уже вовсю обсуждал, какой сюжет выбрать для первой в мире мультполнометражки. После долгих раздумий, Дисней остановился на "Белоснежке и семь гномов". Выбор на самом деле оказался отличным: эта прекрасная сказка вполне достойна красочного цветного длинного мультфильма. Уже в 1936-м году на студии началась работа по созданию первого п/м мультфильма в мире.

Довольно долго велась разработка персонажей, особенно Белоснежки. Не стоит и скрывать: дизайн главной героини получился великолепным - мягкое, милое нежное личико с наивными детскими глазами и тоненьким носиком - словом, внешний вид, над которым днями билась вся команда Диснея. После создания персонажей, их модельных листов, началась самая тяжелая и ответственная часть работы - одушевление созданных героев, или, попросту говоря, анимирование. Этим процессом занимались несколько групп, всего состоящих более чем из 100 аниматоров, около 50 декораторов трудились над созданием фонов для мультфильма. В студии была создана специальная лаборатория, где химическим путем для художников-декораторов и заливщиков изготовлялись нужные для мультфильма краски и оттенки. Практически все рисунки для будущей полнометражки попадали в руки 4-м аниматорам различной категории: каждый из них взаимодополнял всевозможные детали рисунка. За время работы над мультфильмом было создано около миллиона рисунков, но в ленту вошла только четверть от этого количества. 

Во время технической работы Дисней вместе со звукооператором подбирал голоса для анимационных героев. Это была не менее трудоемкая задача, чем анимирование: Уолту пришлось прослушать огромное количество людей, даже в то время девочку-подростка Дину Дурбин (Deanna Durbin, ей было 14), однако повезло Адрианне Казилотти, происходившей из семьи оперных артистов. Для "Белоснежки..." было написано множество красивейших и легкозапоминающихся песен, самая известная из которых, пожалуй, "Хей-Хо!" в исполнении гномов - задористая и забавная. Музыку для "Белоснежки" написал композитор Фрэнк Черчилл. Он создал уникальные музыкальные характеристики всех персонажей ленты, особенно гномов, каждый из которых имел свою "мелодию". Текст к песням сочинил Лэрри Мори, который не был профессиональным поэтом, однако работал в литературном отделе диснеевской студии. Совмещение музыки и анимации было тоже нелегкой работой, немало сил пришлось потратить и на монтаж мультфильма. Режиссером ленты выступил Дэйв Хэнд (Dave Hand), один из самых талантливых работников диснеевской студии..

Мультфильм был закончен в 1937-м году и вышел в прокат. Он произвел феноменальный успех. "Белоснежка..." тут же получила восторженные отклики в прессе, серию наград, огромное количество "Оскаров", ну а Дисней мгновенно превратился прямо-таки в мультимиллионера даже несмотря на то, что лента обошлась студии Уолта в 1,5 миллиона долларов. Мультфильм, естественно, сразу же после премьеры окупился. Кроме того, благодаря доходам от своего успешного детища, Дисней смог погасить затраты на постановки предыдущих фильмов, а также значительно обновить свою студию. 

" Белоснежка..." ясно дала понять, что в те времена Дисней решился на совершенно невиданные вещи в анимационном кино. Множество разнообразных приемов, технических новаторских способов, которые приходилось придумывать прямо во время работы и которые в конце-концов нашли свое применение в 1й мультполнометражке мира, стали качественным и, самое главное, признанным образцом для подражания. 

Та масштабность, с которой Дисней снял свою ленту, то новаторство, тот неслыханный бюджет, невероятный труд и упорство, а потом настоящий фурор - всё это можно сравнить, на мой взгляд, со знаменитыми документальными фильмами Лени Рифеншталь "Триумф Воли" ("Triumph des Willens", 1934) и "Олимпия" ("Olympia", 1938). Первый фильм, который финансировало лично министерство пропаганды Германии во главе с доктором Геббельсом, Рифеншталь делала о съезде национал-социалистской партии в 1934 году и о Гитлере, которого в фильме Лени буквально воспела. Однако тот размах с которым она сняла этот съезд, тот масштаб съемок, какой вела Рифеншталь, все это говорит о фундаментальности ее кино. Если бы ни великолепные съемки, новаторские приемы и операторские изыскания (для съемок общих планов были использованы пожарные машины и флагштоки), фильм был бы давно забыт и попал бы в число обыкновенных фильмов пропагандистского характера, сделанных для вождя Третьего рейха. Фильм "Олимпия" - настоящий документальный шедевр - также грандиозен по масштабности съемок и новаторских решений. Заказанное лично Гитлером, кино об олимпиаде-1936 было великолепно снято, так еще никто не снимал олимпийские игры. Было потрачено 400 километров пленки, монтаж занял два года! За него Лени Рифеншталь получила множество наград, а фильм вошел в список 10ти лучших фильмов всех времен и народов. 

Теперь сравните все это с "Белоснежкой и семь гномов" - практически тоже самое! Уолт Дисней совершил такой же уникальный и стремительный прорыв в анимационном кино, как и Лени Рифеншталь в документальном. Кстати, немаловажно отметить любопытный факт: когда немка Лени Рифеншталь совершила первый визит в США в 1939-м со своим фильмом "Олимпия", то по прибытии в Штаты журналисты тут же огорошили ее вопросом: "Как вы можете прокомментировать то, что творится в Германии?". Лени, не знавшая, что в её родной стране начались еврейские погромы, ничего не ответила и отвергла все предположения прессы насчет гитлеровских злодеяний. Узнав всё это, Голливуд объявил бойкот Рифеншталь, и только Уолт Дисней согласился встретиться с Лени. 

"Белоснежка" до сих пор занимает список "самых кассовых мультфильмов всех времен" и, разумеется, входит в десятку лучших мультфильмов человечества. Кроме того, "Белоснежка" "доказала", что анимационное кино не имеет границ, и что у него впереди большое будущее. После выхода в прокат первой полнометражной анимационной ленты, многие режиссеры-мультипликаторы пытались произвести вторую "Белоснежку", стали делать свои полнометражки. Как правило, такие попытки заканчивались провалом, как это произошло со знаменитым Максом Флейшером, который, страшно разозлившись на Диснея, бросил ему вызов, сняв в 1939-м свою грандиозную полнометражную ленту "Путешествия Гулливера". Однако публику он не удивил, картина провалилась. Флейшер был в отчаянии и даже хотел расстаться с мультипликацией. 

После "Белоснежки" Дисней мог вполне спокойно заниматься новыми полнометражными лентами. Забавно, но когда аниматорская группа узнала, что их хозяин собирается снимать новый "большой" мультфильм, многие аниматоры перешли в другие мультотделы и навсегда покинули диснеевскую студию. Видимо, такие истязания в момент работы их вымотали по полной программе.

Деньги (8,5 млн долларов), доставшиеся Уолту и его студии от "Белоснежки", тут же пошли в ход: Дисней приобрел новое здание для своей студии, более шикарное и просторное. В купленном помещении Уолт разместил обновленное оборудование и принялся за постановку нового полнометражного мультфильма, дабы средства вполне позволяли мультипликатору создать новый шедевр анимационного искусства. Сказку для экранизации Дисней вновь выбрал блестяще, ей оказалась "Пиноккио" ("Pinocchio") Карло Лорензини, больше известного под псевдонимом К. Коллоди. Работа над второй мультполнометражкой велась несколько быстрее, чем над первой, и это понятно: аниматорская группа совершенствовалась и набиралась опыта. Одним из ведущих аниматоров "Пиноккио" стал Фред Мур (Fred Moore) - талантливый художник и мультипликатор, пришедший к Диснею в 23х летнем возрасте. К сожалению, жизнь Фреда Мура рано оборвалась: он погиб в автокатастрофе в 1952-м году, ему был 41 год. 

В мультфильме "Пиноккио" участвует множество привлекательных персонажей. Это и Сверчок (который повествует нам всю сказку), и папа Карло, и кот Фигаро с золотой рыбкой Клео, живущих в доме у шарманщика. Личико Клео, с огромными томными глазами, густо подведенными ресницами, с чувственным ртом, представляет пародию на идеал красоты голливудских звезд, типа "секс-бомбы" или "вамп". А вот кот Фигаро поражает гибкостью и плавностью движений, точностью подмеченных повадок кошачьей породы. В его характере переплелись эгоистичность с благовоспитанностью, послушание со своенравностью. Блестящая выразительность отличает и главного героя картины - Пиноккио. Для изображения и создания дизайна доброй феи, явившейся в дом Карло, аниматорская группа Уолта использовала "мимиксы" актрисы Мерджери Бэлчер. 

В целом "Пиноккио" получился хорошим мультфильмом, его качество во многом превзошло "Белоснежку". Однако "деревянный мальчик" не принес Уолту новой победы и баснословных гонораров, как это произошло после выхода в прокат первой полнометражки. "Пиноккио" имел успех у публики, а кроме того, он засвидетельствовал, что полнометражный рисованный фильм для Диснея отнюдь не случайное явление. Он прочно занял ведущее место в работах студии, и Уолт неустанно заботился о его совершенствовании.

Третья ярчайшая полнометражная анимационная лента "Фантазия" вышла позже, чем "Пиноккио". Работа над этим мультфильмом началась в конце 1940 года и длилась довольно долго по сравнению с Пиноккио. Львиную долю времени заняли сценарий мультфильма и совмещение анимации с музыкой, ибо рисунок с музыкой были главной "фантазией" Уолта. С дирижером Л. Стоковским он пытался найти специальные краски, чтобы сделать анимацию более яркой на звучащем фоне какой-нибудь песни. Чтобы облегчить анимирование, большую группу аниматоров Уолт Дисней разделил на пять маленьких. Каждой группе достался определенный фрагмент картины, например "Танец Часов". Над фрагментом с участием Микки Мауса работала группа во главе с Фредом Муром. 

Когда "Фантазия" вышла в прокат, она не произвела должного впечатления на зрителей, так как, вероятно, новый мультфильм был им не совсем понятен: музыка и анимация, красивые краски - всё хорошо, но сценарий... Как-то это не похоже на традиционный диснеевский стиль. После "Белоснежки" и "Пиноккио" "Фантазия" совершенно не смотрелась, и тогда трудно было признать её гениальной. Сам создатель ленты и не надеялся на аншлаги в кинотеатрах и вполне спокойно пережил неудачу мультфильма. Но он понял, что надо развивать давно начатую традицию - делать сказочные и всем понятные мультфильмы, которые смогут вызвать положительный отклик у людей. Именно такими стали две следущие полнометражные ленты - "Дамбо" ("Dumbo", 1941) и "Бэмби" ("Bambi", 1942), в которых Дисней достиг апогея своей мультипликаторской карьеры. В них отразилась необычайная гуманность по отношению к природе и животным, что являлось редкостью для любых анимационных лент тех времен. Среди общей массы комедийных, черноюморных коротеньких "анимашек" "Дамбо" и "Бэмби" смогли ярко выделиться и войти в список лучших мультфильмов ХХ века. 

Мультфильм "Дамбо" отличался от своих предшественников обилием персонажей - зверей, которые окружали слоненка Дамбо на протяжении всей ленты. Сам Дамбо - это слоненок с большими ушами, размеры и форма которых позволяют ему... летать. Дамбо не сразу раскрыл в себе этот "талант", поэтому часто был "предметом" насмешек, что приводило в глубокое отчаяние его маму, которая сама была звездой цирка. 

Великолепная сказка Феликса Зальтена "Бэмби", по мнению Диснея, должна была стать следующей мультэкранизацией его студии. Ведь он был околдован этой книгой, она ему безумно понравилась. История про олененка, с первых лет его жизни и до свадьбы с прекрасной оленихой - всё это, на фоне выразительных и завораживающих пейзажей, было отражено в пятой по счету полнометражке режиссера Диснея. Работа над мультфильмом велась несколько месяцев: сначала Уолт отправил своих художников в лес, чтобы тренировать их рисовать животных - движения, мимику и другие полезные для правильного анимирования вещи. Затем началась разработка персонажей. Бэмби был "срисован" с книги идеально, другие персонажи (зайчонок, скунс, сова и т.д.) также, на мой взгляд, получились оригинальными и просто чисто внешне обаятельными. Для изготовления красок к пейзажам вновь была создана специальная лаборатория. Нечего и скрывать: фоны к мультфильму получились более чем красивыми - даже самая первая сцена, открывающая мультфильм, где нам показывается лес, полный тишины и спокойствия, вызывает невольное восхищение. Великолепна и сцена с дождем, когда Бэмби с интересом наблюдал со своей мамой за мелкими каплями, которые потом под веселую музыку перешли в самый настоящий ливень.

Но всё же, что касается бэкграундов к "Бэмби", то насчет их красоты было разное мнение. Например, наш великий кинорежиссер Сергей Эйзенштейн высоко ценил достижения Диснея, в особенности соответствие музыки изображению, однако он беспощадно критиковал его пейзажную и цветовую "немузыкальность". По мнению Эйзенштейна, цвет в "Белоснежке" страшно слащав, а в "Бэмби" живопись и вовсе неправильная. Фон в фильме представляет собой грубую натуралистическую мазню и выписан со всей тщательностью лубка дурного тона... Так это или не так, но "Бэмби" все равно один из лучших мультфильмов Диснея, где была удачно подобрана цветовая гамма. 

После выпуска "Бэмби", в  производстве новых полнометражных лент наступило кратковременное затишье. Однако в 1941-м году был выпущен маленький 35-минутный мультфильм "Дракон-лежебока" с прекрасной анимацией Фреда Мура. В 1947-м появилась мультипликация "Петя и волк" по музыке Сергея Прокофьева, которая вошла в сборник "Играй мою музыку" ("Make Mine Music", 1946), потом анимация+фильм "Песнь Юга"... И вот, наконец, Уолт Дисней отважился на выпуск нового длинного анимационного фильма под названием "Золушка" ("Cinderella", 1950) по одноименной сказке. Естественно, что первый полнометражный мультфильм после войны и после такого долгого молчания студии Диснея, был принят публикой на ура. На девушке, потерявшей свою туфельку, Уолт вновь заработал неплохую сумму денег и решил взяться на полном серьезе за свою любимую... Алису в стране чудес ("Alice in Wonderland")! 

Экранизация классического произведения детской литературы сулила привлекательные возможности для Диснея. Фантастические действующие лица, очеловеченные зверюшки, невероятные происшествия в стране чудес, куда попадает реальная и обыденная Алиса, открывали широкий простор для выдумки и эффектных находок. Однако Дисней не смог абсолютно точно выразить подтекст романа Льюиса Кэролла, в связи с чем анимационная лента оказалась намного бледнее, чем книга. "Алиса в стране чудес", выпущенная в 1951-м году, потерпела фиаско, никто не пог понять, почему Дисней вдруг покусился на этот довольно-таки необычный роман... Книга на самом деле стала слишком тяжелой для экранизации, Дисней позже неоднократно разочаровывался в своем неправильном выборе.

Досадную неудачу "Алисы" смог возместить следующий грандиозный мультфильм Диснея - "Питер Пэн" ("Peter Pan", 1953) по приключенческому роману английского писателя Джеймса Бэрри. Главные действующие лица - Питер Пэн, Капитан Хук и его пираты, Крокодил и другие не менее привлекательные герои быстро "вошли в доверие" зрителю. На самом деле, лента получилась замечательная. В диснеевском стиле по-прежнему сочетались богатство рисунка, цветовая насыщенность и красивые бэкграунды. "Питер Пэн" стал словно светлой полосой для студии Диснея, которая в то время, после провала "Алисы", находилась в полном отчаянии.

Новый полнометражный мультфильм "Леди и бродяга", выпущенный в 1955 году, стал первой рисованной лентой Диснея в широкоформатном варианте.  К тому же, по нему видно, как техника заметно обновилась с времен "Белоснежки" и, спустя 18 лет после триумфа первой полнометражки, "Леди и бродяга" получился ни чуть не хуже. Мультфильм выполнен с неоспоримым мастерством, несмотря на смену оборудования для съемок. Сюжет ленты таков: Леди - коккер-спаниэль, Бродяга - бездомный пёс. Естественно, что две собаки встречаются - совершенно разные по внешнему миру, по взглядам на жизнь. Но тем не менее Бродяга влюбляется-таки в Леди. Но любовно-приключенческая идиллия нарушается после того, как Леди нечаянно попадает на живодерню бездомных собак. Тут-то её и спасает Бродяга от неминуемой гибели. Мультфильм со счастливым концом и чудесным сюжетом - чем не новый шедевр? Как пишет Э. Арнольди в книге "Жизнь и сказки У. Диснея", "по этим ноткам жизненности можно догадываться, что рисованный фильм Диснея еще не пришел к исчерпанию своих сил". 

Один из последних полнометражных мультфильмов, снятый при жизни Уолта, стала рисованная лента "Спящая Красавица", выпущенная в прокат в 1959-м году. Вопреки ожиданиям, мультфильм не имел успеха и провалился в прокате. В отчаянии, Дисней уволил половину сотрудников из своей студии. Но позже "Спящая Красавица" была признана одним из лучших диснеевских мультфильмов.

Среди прочих полнометражек, снятых без активного содействия Уолта, стоит отметить "101 далматинец", "Коты-аристократы" и другие вполне приемлимые картины. После смерти Диснея, его приемники продолжали выпускать достойные просмотра анимационные фильмы. И по сей день на диснеевской студии выходят новые и новые полнометражные мультфильмы, качественные, радующие глаз. Я знаю, что сотрудники "Walt Disney" никогда не отойдут от традиций, разработанных бывшим хозяином гигантской и по сей день компании, и только благодаря этому принципу вновь появятся качественные рисованные , не побоюсь этого слова, шедевры. 

 


(с) 2002-2003. Частичное/полное воспроизведение материалов сайта только после разрешения автора!

E-mail: dgn@sibmail.ru

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz