Энциклопедия Классической Мультипликации

Всё о мультфильмах, мультсериалах и об их создателях

Энциклопедия Классической Мультипликации


Мультфильмы

Мультсериалы

Рецензии

Новости

Карта Сайта


 

Статьи: "Студии "Ханна-Барбера - 45 лет"

Навигация

Студии Ханна-Барбера - 45 лет


 

Ровно 45 лет минуло с тех пор, как два мультипликатора Уильям Ханна и Джозеф Барбера основали свою собственную студию, которая смогла выпустить огромное количество анимационных фильмов и сериалов для телевидения. Множество любимейших мультперсонажей всего мира принадлежат "Ханне-Барбере". Давайте вспомним, как Уильям и Джозеф пришли в искусство мультипликации и как основали свою великую мультипликационную державу.

Билл Ханна родился 14 июля 1910 года в городе Мерлоуз, штат Нью-Мексико. Его отец был выходцем из Ирландии, а мать американка. Билл был третьим из семи детей в семье и был единственным сыном. Все семейство было вынуждено без конца скитаться по штатам, так как отец Билла был строителем и работал в разных местах (штаты Орегон, Юта и Калифорния). Билл быстро нашел общий язык со своим папой, который ласково называл его "братом", так как его окружали только жена да дочери. 

В 1919-м году Билл вступил в ассоциацию бойскаутов (почти тоже самое, что наш пионерлагерь) в Лос-Анжелесе, тогда же он пристрастился к музыке и рисованию, стал писать стихи и играть на различных инструментах. Когда Билл учился в школе, он частенько захаживал в кинотеатры, где смотрел мультфильмы с участием кота Феликса. Уже тогда его привлекло искусство мультипликации, но он не придал этому особого значения. После окончания школы в Комптоне (Калифорния) в 1928-м году, Билл Ханна поступил в колледж на факультет журналистики. Но он проучился там всего лишь год, так как в 1929-м году, когда началась Великая депрессия, покинул журналистику и отправился на поиски работы, дабы заработать себе хоть сколько-нибудь на жизнь.

В 1929-м году вместе со своим отцом Билл участвовал в строительстве нового кинотеатра в Голливуде. В течение почти полугода он выполнял "черную работу", таскал стройматериал и тяжелое оборудование. Он был счастлив, когда, наконец, распрощался со строительством, а потом устроился на бензоколонку и стал мыть автомобили. 

При помощи знакомого своей сестры, в 1930-м Ханне удалось попасть в мультипликационный отдел киностудии "Warner Bros.", где Леон Шлезингер, Хью Харман и Рудольф Айзинг замышляли снять новую анимационную серию под названием "Looney Tunes". Когда работа над первыми рисованными фильмами началась, в обязанности Билла входило только решение всевозможных организаторских "задач", однако спустя несколько месяцев он стал заниматься чисткой целлулоидных листов. Наравне с этим, он частенько подкидывал Айзингу и Харману свои коротенькие сценарии для мультфильмов. Через год после начала работы на "WB", Билл основательно подружился с этими двумя шефами и даже был назначен главой отдела рисования. Ханна также писал музыку и тексты песен к "Looney Tunes", а также рассчитывал музыку с анимацией, в чем ему помогло музыкальное образование, отличное знание математики и прекрасное чувство юмора. 

Билл Ханна говорил, что его дни с Хью Харманом и Руди Айзингом были самыми счастливыми на свете. В студии царила домашняя атмосфера, которая благоприятно сказывалась на развитии творческих идей, которыми Билл располагал как никогда. Единственная неприятность, которая постигла Ханну, случилась тогда, когда Билл, недовольный заработком у Хармана с Айзингом, решил пойти работать у Диснея. Однако Уолт посоветовал Биллу всего лишь поговорить с Руди насчет денег и все будет нормально. И действительно, после разговора Билл тут же получил прибавление к зарплате.

Когда в 1933-м году Харман и Айзинг покинули "WB", то многие из сотрудников, включая Фрица Фрилинга, остались со Леоном Шлезингером, чтобы продолжать делать "Веселые Мелодии" и "Looney Tunes". Однако Билл Ханна, надеясь на Руди и Хью, решил уйти вместе с ними. В течение трех месяцев, когда Харман и Айзинг вели переговоры с различными студиями в поисках пристанища, Билл рисовал рекламные плакаты и рисунки. Надежды Билла на Хармана и Айзинга оправдались - уже летом 1934 года был подписан контракт со студией "MGM" и основана там мультипликационная студия. Руди и Хью вновь возглавили режиссерские посты, набрали аниматорскую группу и приступили к созданию музыкального анимационного сериала "Радостные гармонии" ("Happy Harmonies"), для которого Билл со своим музыкальным талантом понадобился как никогда.

В 1936-м году Билл Ханна был вознагражден Хью Харманом и Рудольфом Айзингом за хорошую работу в их коллективе. Его назначали режиссером мультфильма "К весне" ("To Spring"), красивой музыкально-анимационной сказки, в которой при каждом наступлении весны эльфы красят все деревья и траву в зеленый цвет, однако им препятсвует владыка зимы, который делает все, чтобы долгожданная весна не наступила. Билл прекрасно справился с возложенными на него задачами, в том числе и анимационного характера. В те же успешные годы Билл познакомился со своей будущей женой, сестрой подруги одного техработника анимационного отдела "MGM".

Джо Барбера  родился 24 марта 1911 года в Нью-Йорке в семье итальянских иммигрантов. Позже Джо и его родители перехали в Бруклин. Джо Барберу и его двоих братьев воспитывала его бабушка по материнской линии, жившая в Сицилии. В восьмилетнем возрасте Джо научился рисовать и пошел учиться в церковную школу. Вскоре Барбера перешел в обычную среднюю школу, где он по-настоящему применил свои "художественные" способности, став редактором школьной газеты. 

После окончания школы, Джо работал портным, а также занимался боксом. Барбера так искусно колотил по груше, что личный тренер пророчил ему карьеру боксера. Когда началась Великая Депрессия, Джо осел в компании Ирвинга Труста, которая располагалась на Манхэттенской Уолл-Стрит. Там Барбера обучался изобразительному искусству и другим не менее важным наукам, в том числе и точным. Джо изнывал в этой компании, ведь у него "страдала" математика. "6 жутких лет в компании, вот что это было", - вспоминал Джо. 

На Восточном Побережье США Джо работал помощником налоговщика, и продолжал трудиться у Ирвинга Труста. Однако куда приятней для него было занятие рисованием. Свои первые рисунки он пытался засунуть в издательства различных журналов, однако далеко не все их публиковали. Но через некоторое время он продал свои рисунки одному предпринимателю за 25 долларов и для себя он точно решил, что будет заниматься только рисованием, чем помогать людям, связанным с налогами и прочими банковскими делами. Осенью 1929 года в кинотеатре он увидел первую "Бесхитростную Симфонию" Уолта Диснея под названием "Пляска Скелетов" ("The Skeleton Dance") и был буквально околдован этим мультфильмом, ничего подобного раньше он не видел. Эта "Пляска..." еще больше вдохновила его, и он окончательно понял, что будет мультипликатором. Восторженный, Джо написал письмо Уолту Диснею с надеждой, что творец нового анимационного шедевра возьмет его на работу к себе в студию. Дисней пообещал, что когда он будет проездом в Нью-Йорке, он встретится с Барберой. Но Уолт так и не приехал, встреча не состоялась. Позже Барбера вспоминал: "А хорошо, что тогда я не встретился с Диснеем. Ведь я бы мог устроиться к нему в студию, и уж точно тогда не было бы ни Тома и Джерри, ни Флинтстоунов...".

И вот Джо с головой погрузился в учебу. Он учился профессионально рисовать, штудировал умные книжки, посещал дополнительные занятия сначала в студенческой Художественной Лиге, а потом в Институте "Пратт" в Бруклине. Когда учеба в вузе подходила к концу, он сказал своему преподавателю Пратту, что чрезвычайно заинтересован мультипликацией и хочет устроиться на работу по специальности. Пратт, согласившись, отправляет Джо в студию Флейшеров, где уже осваивался бывший студент Уилард Бовски (Willard Bowsky). 

Первой работой Джо у Флейшеров стала раскраска целлулоидов. Барбера позднее вспоминал, что это была настолько скучная работенка, ведь цветов-то тогда было всего два - черный и белый. Вот и красил Джо эти целлулоиды в однообразные и надоедливые два цвета. Через несколько лет он понял, что это занятие абсолютно бесперспективное, и хотя Дэйв Флейшер умудрялся давать ему по доллару за удачную шутку, он ушел со студии и потерял свою дополнительную работу в банке, таким образом, на несколько месяцев став безработным. Но вот удача повернулась к нему лицом - встретившись со своим давним школьным приятелем, Джо удалось попасть в анимационную студию безнесмена Вана Беурена (Van Beuren). Ван-Беуренский "цех" мультфильмов располагался недалеко от Флейшеровского, поэтому Джо не пришлось никуда переезжать. 

Приятель посоветовал Джо, чтобы он, придя на студию, заявил :"Я уже был аниматором!". Не сказать же Беурену о раскраске целлулоидов... С горем пополам Барбера был назначен художником-фазовщиком. Его старшим аниматором был Карло Винчи (Carlo Vinci). Винчи заметил, что Джо понятия не имеет, как и что вообще делается в этой студии, поэтому быстренько проинструктировал его насчет аниматорской работы и прочих технических дел. Освоившись, Джо стал более-менее продуктивно работать, а уже через несколько месяцев был назначен помощником аниматора.  Должность была неплохая, однако Джо тянуло в отдел сценария, в котором он бы мог придумать массу шуток для новых короткометражек.

Через энное количество лет, студия Вана Беурена начала "разваливаться". Джо предчувствовал, что студия была обречена. У Вана Беурена просто не хватало сил, чтобы поддерживать свою аниматорскую команду в надлежащем виде, и чтобы делать её успешной и более качественной. Персонажи мультфильмов Беурена были малопривлекательными. Последней каплей стало создание Коровы Молли, но и она не принесла команде известности и финансовых средств. Ван Беурен был вынужден закрыть свою студию в 1936-м году, спустя шесть месяцев после того, дистрибьютор его студии "RKO - Radio Pictures Inc." подписал контракт с Уолтом Диснеем, посчитав мультфильмы Беурена неприбыльными. Весь штат сотрудников студии, потерпевшей фиаско, был благополучно распущен. 

После краха Ван-Беуренской студии, Джо Барбера решил отправиться в Калифорнию, устраиваться на работу к Диснею. Но повременил с этим, и сначала заехал в студию мультипликатора Пола Терри "TerryToons", так как располагалась она в Нью-Рошилле, недалеко от Нью-Йорка. Терри тут же нанял Джо на работу, так как был страшно разозлен на Диснея, ведь многие из сотрудников "TerryToons" "перебежали" к нему в компанию. 

В студии Пола Терри творилось меньше хаоса и анархии, чем у Вана Беурена, Терри делал самые дешевые мультипликации, лишь бы только штат не растерять. Джо трудился у Терри в качестве сценариста. Вместе с Барберой сценаристами "служили" Джек Зандер (Jack Zander) и Дэн Гордон (Dan Gordon), которые стали хорошими друзьями Барберы на долгие годы. Так, Джек Зандер работал над "Томом и Джерри" в 1940-1943 аниматором, а Дэн Гордон, брат аниматора Джорджа Гордона,  в 60х на студии "Ханна-Барбера" сценаристом.

Решающая встреча Уильяма Ханны и Джозефа Барберы произошла летним деньком 1937 года в анимационом отделе киностудии "MGM". Тогда Джо уже уволился с "TerryToons" и все никак не мог найти себе новую привлекательную должность. В тот год на "MGM" творилась полная неразбериха: от мультфильмов совершенно не было прибыли, рабочих рук не хватало и руководство кинокомпании решило пополнять штат своего мультотдела, лишь бы хоть как-то повысить кассу рисованных лент. Так как Харман и Айзинг были и режиссерами, и продюсерами, ясно, что для них эти две должности были тяжелым бременем. Продюсером анимационного отдела был назначен Фред Куимби, бывший завотделом короткометражных фильмов. Куимби, не раздумывая, "выкрал" у Пола Терри несколько талантливых людей, в том числе Джека Зандера и сценариста Тэда Сирса, ну и, конечно, Джо Барберу. Хотя последний из вышеназванных пришел в отдел сам. Джо был назначен сценаристом анимационных фильмов, заработок ему был предложен почти 90 долларов. 

Несмотря на пополнение штата, "MGM"овская мультипликация продолжала загибаться. Новая серия анимационных лент "Капитан и дети" ("The Captain and the Kids"), созданная по немецким комиксам "Katzejammer Kids", с треском провалилась, несмотря на то, что мультфильмы режиссировали Билл Ханна и пришедший на помощь Фриц Фрилинг, который через год своего пребывания на "MGM"-овской студии, вернулся на "Warner Bros.", разочаровавшись в "Капитане и детях". Пришедший в студию "газетный" художник Милт Гросс (Milt Gross) не исправил положения, а Рудольф Айзинг не мог пополнить кассу мультотдела от своих красивых мультфильмов. Тогда Джо Барбера, посоветовавшись с Биллом, подсказал Фреду Куимби, что успеха у студии не будет никогда, пока не появятся двое персонажей, которые бы были противоположны друг другу по характеру и по внешности и постоянно бы между собой соперничали, подобно коту и мыши. "А что, кот и мышь - неплохая идея", - подумал Куимби. 

Основав мультсериал "Том и Джерри", Билл Ханна и Джо Барбера сколотили себе состояние, славу, популярность и любовь зрителей. Приключения кота и мыши принесли "MGM"-овской студии аж 12 номинаций на "Оскара", семь из которых оказались выигрышными. В 1940-м году мультотдел "MGM" был на грани закрытия, однако выпустив в свет первую рисованную комедию "Puss Gets the Boot", Билл и Джо доказали, что, собственно, рано "MGM"-овским боссам прикрывать анимацию, все у нее еще впереди. Мультотдел продержался еще 18 лет.

После закрытия анимационного отдела в начале 1958 года в связи с тем, что руководство кинокомпании посчитало анимационные короткометражки малоприбыльными, более 110 сотрудников мультотдела были уволены, в том числе Билл и Джо. Естественно, что большинство безработных пошли искать пристанища в другие кинокомпании, однако Ханна и Барбера, будучи продюсерами, посчитали, что им под силу организовать собственную компанию. Подписав контракт с "Columbia Pictures", они создали анимационную студию с простеньким названием "Ханна-Барбера", при этом не надеявшись, что она просуществует сколько-нибудь лет. Ведь тогда на кинорынке было высочайшая конкуренция! Постепенно штат сотрудников студии начал пополняться. В результате к концу 1958 Ханна и Барбера имели высокопрофессиональный коллектив, готовый к предстоящей работе.

Первым мультсериалом Ханны и Барберы считается "Шоу Рафа и Редди" ("Raff and Reddy Show"), выпущенный для телевидения. Но первый успех студии принесли приключения мышат Пикси и Дикси и пса Хаклберри Хаунда. Настоящий фурор на телевидении произвело появление таких знаменитых мультсериалов как "Флинтстоуны" (1960), "Top Cat" (1961), "Джетсоны" (1962), "Джонни Квест" (1964). В принципе, эти анимационные серии были дешевыми, анимация особо не привлекательна, однако сценарий просто превосходный. Storyboard-артистам Ханна-Барберовской студии удалось сочинить просто массу уморительных историй, которые были воплощены в рисованных лентах. Среди самых известных сценаристов - Тони Бенедикт - работал над "Джетсонами"; Кэл Ховард придумывал приключения Флинтстоунов.

Пышно отпраздновав десятилетие студии, Ханна и Барбера приступили к созданию новых анимационных приключений - "Скуби-Ду, где ты?" (1969), "Джози и котики" (1970), "Powerpuff Girls" (1973) - все эти и другие мультсериалы пользовались неслыханной популярностью. "Ханна и Барбера" стала настоящей фабрикой мультфильмов. В студии работало более 200 человек, на каждого из которых были возложены определенные задачи.

В середине 1980-х производительность студии стала падать из-за высокой конкуренции других компаний, ставших производить анимационные товары для телевидения. Сняв мультсериалы "The Smurfs" (1981) и новые приключения "Супердрузей" ("SuperFriends"), студия прекратила свое существование в начале 90х. Джо Барбера и Билл Ханна срежиссировали свои последние полнометражные мультфильмы с участием "звездных" Джетсонов и Флинтстоунов. Основатели легендарной студии устроились в анимационную студию кинокомпании "Warner Bros.", где продолжили свою продюсерскую деятельность. 

Ныне мультфильмы Ханны-Барберы по-прежнему очень популярны. Некоторые мультсериалы были экранизированы. Издано множество компьютерных игр с персонажами, созданными студией. Радует и то, что один из основателей студии - Джо Барбера - до сих пор занимается продюсированием, несмотря на возраст. Теперь Барберу можно смело назвать живой легендой мультипликации, ведь он стал свидетелем тех анимационных событий, о которых теперь, кроме него, вспомнят разве что только Кэл Далтон (Cal Dalton), аниматор WB, в декабре празднующий 95-летие, и давний друг Джо Барберы Джек Зандер, которому в августе этого года также исполнилось 95 лет. И если Джо всю свою жизнь посвятил непосредственной работе с мультипликацией, то Джек с конца 50х читал лекции по анимированию в киношных университетах и был хорошим преподавателем. 

Пока жив основатель, будет жива и студия, хоть теперь она и не производит анимационную продукцию, но радует нас прошлыми мультсериалами.

(c) DoGNik

 


(с) 2002-2003. Частичное/полное воспроизведение материалов сайта только после разрешения автора!

E-mail: dgn@sibmail.ru

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz