СТАТЬИ: "Озвучивание мультфильма" |
Навигация |
|
Статья: "Озвучивание мультфильма"
Вы смотрите звуковой мультфильм, вохищаясь неповторимой музыкой и не очень приятными звуками. Но задумывались ли вы когда-нибудь, как раньше озвучивали мультфильмы, и как сейчас. Сколько отнимает озвучивание сил у мультипликаторов и монтажеров? Когда в 1927-м году по США "ходили" легенды только о первых звуковых фильмах, никому не известный 26-ти летний мультипликатор Уолт Дисней решил сделать звуковой мультфильм. "Как бы это было замечательно! Пароходик свистит, и издается настоящий свисток, а не какая-нибудь котовасия!" - восклицал Уолт в порыве радости, что сейчас займется тем, чем до него ещё никто не занимался. В 1928-м году на большой экран выходит первый звуковой мультипликационный фильм под названием "Пароходик Вилли" ("Steamboat Willie"). Хотя зрители и хорошо приняли мультфильм, многие же втихаря завидовали начинающему мастеру Диснею. Но если бы они подумали, как Дисней измучился, озвучивая свою мультипликационную картину. Первой проблемой стала невозможность найти подходящих музыкантов на имеющиеся деньги у Уолта, поэтому он занял немного денег у своего брата и всё-таки нашел одного "профессионального" дирижера, который должен был соблюдать отметки в кадрах и вовремя исполнять музыку или издавать звуковой эффект. У дирижера постоянно всё не получалось, Уолт был просто вне себя, но всё-таки мультфильм записали. Уолт пищал за Микки Мауса: "Человек за бортом!", барабанил со своим другом Юбом Айверксом на тазах и кастрюлях и свистел в свисток при первой же необходимости. Уилфред Джексон, будущий режиссер диснеевских "Silly Symphonies", помог с губной гармошкой и с организацией оркестра. В результате запись первого звукового фильма обошлась Уолту Диснею в 120 тысяч долларов! И всё из-за пресловутого дирижера, который никак не мог следовать отметкам в кадрах... Вот так был записан первый звуковой мультфильм, который дал мощный толчок к развитию звуковых мультипликационных картин. Один за другим посыпались звуковые фильмы в начале 30-х годов. Техника стала более обновленной, озвучивать мультфильм стало гораздо проще, потому что многие уже приобрели достаточный опыт в этом деле, поэтому мультфильм, например, 1935-го года смотрится вполне неплохо с точки зрения озвучивания. Главная роль в озвучивании мультфильмов принадлежит звукооператору (в США его называют "musical director"). На Warner Brothers в годы расцвета звуковых мультфильмов работал Карл В. Сталлинг,а на Metro Goldwyn Mayer роль звукооператора возлагалась на знаменитого мульткомпозитора Скотта Брэдли (Scott Bradley). У нас в СССР звукооператорами мультфильмов были В.Прилуцкий (с начала 40-х годов), Борис Фильчиков и Г. Мартынюк. Мультфильм можно озвучивать по-разному. Это неоднократно говорил Уолт Дисней. Может просто звучать беспрерывная музыка, а на её фоне ийти мультфильм. Это самый простой способ озвучки. Немного сложнее - сделать музыку со звуковыми эффектами. А самый сложный вариант озвучки мультфильмов для тех времен - чтобы действующее лицо мультфильмов смеялось, говорило какие-либо монологи и т.д. Во-первых, для этого нужно нанять профессионального актера, который бы читал безошибно текст и правильно соблюдал отметки режиссеров мультфильма, когда нужно вступать. Таких людей, к сожалению, было немного. Когда Уолт Дисней делал "Белоснежку", требовалась профессиональная актриса для озвучивания самой Белоснежки. Дисней сжигал время для того, чтобы подобрать нужный голос. Как не спрашивал звукооператор у Диснея: "Ну что, подойдет?". И Дисней в ответ: "Нет". Но как-то раз Уолт всё-таки услышал подходящий голос для его Белоснежки. "Голосом" оказалась знаменитая в последствии актриса Дина Дурбин, но Уолт её не принял, потому что та была еще слишком мала - полагаться на ответственность 14-ти летней девочки Уолту не хотелось. На других компаниях в США было не так уж много профессиональных озвучивальщиков мультфильма, которые делали бы все "правильно". Но есть знаменитые люди - Мэл Бланк, который имел множество голосов. Ими говорят Даффи Дак, Порки Пиг, Багс Банни, Твити и другие знаменитые мультперсонажи. Мэлу не составляло труда плеваться в микрофон за Даффи Дака, или заикаться за Порки Пига. У звукооператоров не было никаких проблем с Мэлом Бланком - он четко соблюдал все отметки в кадрах, поэтому его персонажи "говорят" без каких-либо задержек. Всё выполнено четко и грамотно. Еще один знаменитый озвучивальщик - Уолли Махер - озвучивал таких знаменитых персонажей как Чокнутый Бельчонок, Скунс и т.д. У Уолли получалось всё идеально, хотя профессия у него была совсем другая - он был знаменитым комиком 40-х годов в США. В России тоже очень много талантливых актеров-озвучивальщиков. Это Мария Виноградова, Василий Ливанов, Георгий Вицин, Евгений Леонов, Александр Калягин, Юрий Никулин, Анатолий Папанов, Клара Румянова и другие знаменитые актеры и актрисы театра и кино. Они внесли огромный вклад в развитие, как не покажется вам это странным, анимационного искусства в области озвучивания. Мы, например, любим Винни Пуха не просто как забавного персонажа, а еще и из-за того, что его озвучивал актер Евгений Леонов. Если бы его озвучивал другой актёр, то неизвестно было бы вообще, каков был бы наш Винни Пух... До 1969-го года озвучка мультфильма была преимущественно в моно-режиме. В начала 1970-х звукооператоры уже не боялись делать стерео-озвучку, хотя я боюсь ошибиться, т.к. не встречал ни одного стерео-мультфильма 70-х годов. Но точно знаю, что в конце 80-х годов стерео-мультфильмы были. Ныне, в 2002-м году, озвучивание мультфильмов не составляет практически никакого труда для звукооператоров и озвучивальщиков. Сейчас есть под рукой надежный партнер - персональный компьютер - на котором можно сделать всё, что угодно. Но, даже если сейчас озвучить мультфильм или фильм под силу даже обычному смертному, то нужно обязательно помнить, что теперешнее ваше удовольствие - это труд великого аниматора, режиссера-мультипликатора Уолта Диснея, который вот уже 74 года назад, поставил первый мультфильм с настоящей озвучкой. И всегда вспоминайте, сколько сил нужно было вложить, чтобы заговорил тот или иной персонаж тем голосом, к которому сейчас все мы привыкли. (с) DoGNik |
|
|
(с) 2002-2003. Частичное/полное воспроизведение материалов сайта только после разрешения автора! | E-mail: dgn@sibmail.ru |