Энциклопедия Классической Мультипликации

Всё о мультфильмах, мультсериалах и об их создателях

Энциклопедия Классической Мультипликации


Мультфильмы

Мультсериалы

Рецензии

Новости

Карта Сайта


 

СТАТЬИ: "Каков сценарий - таков мультфильм"

Навигация

Статья: "Каков сценарий - таков мультфильм"


Мультипликационный фильм, неважно какой - короткометражный либо полнометражный - зависит не только от качественной режиссерской работы, трудов аниматоров и правильной синхронизации звука, но и от хорошего сценария. Сценарий - это сердце мультфильма, ибо только базируясь на него, трудятся аниматоры, бэкграунд-артисты и композиторы. 

Сценарный лист к мультфильму с участием Тома и Джерри "Маленький сирота" ("The Little Orphan", 1948)

Для полнометражных мультфильмов обычно пишется сложный сценарий. Если картина ставится по какому-либо литературному произведению, сценарий перерабатывается специально для того, чтобы мультипликаторам было удобнее создавать будущую рисованную ленту. Чаще всего сценарий к полнометражным мультфильмам получается весьма удачным, хотя есть моменты, когда пропадает логика - либо персонаж что-то делает не так, либо режиссерская оплошность... Получая сценарий, его долго прорабатывают режиссеры-мультипликаторы, затем он перестраивается в рисунки-фрагменты с помощью так называемого storyboard-артиста. Рисунки дают представление о том, как будет развиваться та или иная картина, в каких местах будут самые завораживающие моменты. После просмотра рисунков-фрагментов, к работе приступают аниматоры и режиссеры. 

Почти по такой же схеме обратывается сценарий для короткометражных мультфильмов. Только задача немного упрощена - хронометраж у картины маленький и сценарий размещается буквально на двух-трех страницах, а storyboard-артист делает всего-навсего несколько рисунков. Однако, посмотрев какую-либо короткометражку, можно сказать: "Это шедевр!!!", а можно: "Ну полный бред!". Почему мы так восклицаем? Да потому что сюжет мультфильма, с нашей точки зрения, не верен. А почему не верен? Потому что был неудачен сценарий. Кстати, такая же ситуация и в художественных лентах. Но в мульткороткометражке явно видны недостатки или "плюсы" сценария, ведь мультфильм короткий и за незначительное время успеваешь просмотреть картину насквозь.

Есть такие мультфильмы, которые благодаря своему оригинальному сюжету, раз и навсегда дают о себе понять: "Это шедевр". В пример я возьму короткометражку известного режиссера Текса Эйвери - "Magical Maestro" (1952). В этой картине знаменитый герой Эйвери - пёс Спайк выступает в роли певца и композитора Пуччини, у которого на днях должен состояться грандиозный концерт. Однажды, во время очередной репетиции, к нему стучится в комнату некий пёс-волшебник, который благодаря своей волшебной палочке и таланту решил устроиться на работу к великому певцу. Однако Спайк выгнал жалкого волшебничка, поэтому пёс решил отомстить - он заменил дирижера, который должен был руководить оркестром в момент выступления Пуччини-Спайка и в момент выступления певца стал вовсю хозяйничать своей диижерско-волшебной палочкой. Сначала он "наряжает" певца в старого техасца, потом в кузнеца и т.д. Но шутки закончились - Пуччини-Спайк уидел, КТО  дирижирует его оркестром. В итоге он так же поиздевался над псом-волшебником. Вот такой занимательный и интересный сюжет. Казалось бы ничего особенного в самой короткометражке - никаких красок, обычная несложная аниматорская работа, никакого "развития действия", никаких погонь, но благодаря блестящему сценарию, отличной работе двух storyboard-артистов Хека Аллена и Рича Хогана, получилась одна из самых великих мультипликационных лент двадцатого века. 

Сценарий характеризует многое - и режиссерский профессионализм, и работу звукооператора... Только благодаря сценарию можно смотреть мультфильм. К сожалению, бывают и не очень удачные сценарии. Это относится к большинству современных американских мультфильмов, где главное только "гэги", смех и тупой юмор. И все это без малейшей логики, лишь бы только какой-нибудь очередной прикол - либо у героя выбивают зубы, либо ему машина наезжает на ногу. Да, таких картин сейчас навалом, достаточно включить свой телевизор и их увидеть. Например, последние мультфильмы из сериала "Приключения Мультяшек". Вы уж спардоньте, уважаемые его поклонники, ну полный абсурд! Если я его не могу понять, то как, интересно, понимают его дети - основная аудитория "...мультяшек"? Сценарий есть, но он глуп, непонятен и лишен смысла. 

В общем, каков сценарий - таков и мультфильм. Мне, конечно, трудно сказать, сколько мультфильмов с хорошим сценарием, сколько с "не очень", а сколько с плохим. Виднее вам, уважаемые читатели и любители мультфильмов, но уж по крайней мере могу посоветовать - если при просмотре какой-либо мульткартины вы будете слышать только "А-а-а-! Бум! Хаха-аха-х!" и действие будет одновременно развиваться сразу в 4-5 местах, сразу выключайте, потому что сценарий - хуже некуда. Прежде всего это касается современных мульткартин и мультсериалов. Зрите в мульткорень!

(с) DoGNik


(с) 2002-2003. Частичное/полное воспроизведение материалов сайта только после разрешения автора!

E-mail: dgn@sibmail.ru

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz