Энциклопедия Классической Мультипликации

Всё о мультфильмах, мультсериалах и об их создателях

Энциклопедия Классической Мультипликации


Мультфильмы

Мультсериалы

Рецензии

Новости

Карта Сайта


 

СТАТЬИ: "Tom and Jerry: 63 года спустя"

Навигация

"Том и Джерри: 63 года спустя"

автор: Максим Рудник (mailto:leaderfm@ukr.net)


"Том и Джерри" - рабочий постер 1944-1949 г.г.

Для того чтобы начать говорить о сериале, давайте вспомним постоянную команду, которая работала над ЛЕГЕНДАРНЫМ сериалом: Уильям Ханна (1910-2001), Джозеф Барбера (родился в 1911 году), Скотт Брэдли (по неподтвержденным данным, композитор умер в начале 60-х), Фред Куимби (1886-1965). Ну, а теперь можно приступить к рецензированию.

  Замечу, когда создавалась первая серия «Кот получает пинка» ("Puss Gets The Boot", 1940), никто из создателей этого мультфильма и не думал, что останутся в истории мультипликации как создатели мультсериала. Эта серия делалась просто, как один мультфильм о постоянно не ладящих между собой коте и мышонке. Главных героев назвали Джаспер и Джерри. Продюсировал эту серию Рудольф Айзинг. Несмотря на то, что эта серия была, во-первых, пробная, потому что, начиная с 1937 года, нарисовать мультфильм на заданную тему пытались все мультипликаторы отдела анимации кинокомпании  MGM – мультфильм получился превосходный. С первой же серии мир увидел главных героев всего сериала: Том (Джаспер), Джерри, Мамочка-С-Тапочками. Первый вариант Тома (Джаспера) отличался от Тома, который появился уже в серии «Полночная трапеза» (1941), и которого мы привыкли видеть на протяжении всех 18 лет. Ведь над анимированием главных героев первого мультфильма работала команда аниматоров, которая к 1943 году покинула отдел «Тома и Джерри», кроме аниматора Пита Бернесса. Посмотрев первую сюжетную линию можно сказать: «Они уже в первый раз подрались, начало положено». Мультфильм, самое главное получился не скучный и сразу до сумасшедшей истерики зрителя не доводит, что тоже вполне нормально. Как уже стала в дальнейшем вполне обычная потасовка на кухне с горой битой посуды и бедный, но всеми любимый Томас (Джаспер) получает под зад и вылетает на улицу. Прекрасно подобрано музыкальное сопровождение (для первого мультфильма). Цвета не очень выразительны и привлекающи, но это ведь только начало. Начиная с серии «Полночная трапеза» (1941) цветовые краски этой и всех последующих серий поражают. 

 Начиная с серии «Полночная трапеза» (1941) сразу видно: создатели У. Ханна и Д. Барбера, а также не сменный (до 1955 года) продюсер Ф. Куимби взялись за производство, что называется, основательно и бесповоротно. С каждой серией сериал становится все более интересным и смешным. 
Отдельно нужно отметить серию «Ночь перед Рождеством» (1941). Мультфильм, во-первых, получился ОЧЕНЬ ДОБРЫМ и, самое главное, в конце ни один из главных героев не остался «в накладе» - они оба весело и дружно встретили Рождество 41-го года. Сюжет серии прекрасный. Но отдельное спасибо нужно сказать создателям за то, что благодаря этой серии мир мультипликации получил один из немногих мультфильмов о зиме и в частности о Рождественских праздниках (более детально о зимних, новогодних и Рождественских мультфильмах см. 21 выпуск рассылки «Всё об американских мультфильмах»).

За 18 лет были разные серии – одни интересные и смешные, другие менее. Пик САМЫХ УБОЙНЫХ серий пришелся на период 1943-1950. Да, да именно эти семь творчества У. Ханны и Д. Барберы были самыми удачными. САМЫЕ УБОЙНЫЕ серии – это оскароносный мультфильм «Мышонок Янки-Дудль» (1943), «Оскар» был присужден за патриотизм к Родине, серия «Кошка-малышка (1943) (почему этот мультфильм не получил еще одного «Оскара», не понимаю?!). Думаю, многие из подписчиков со мной согласятся, что эта серия САМаЯ ИНТЕРЕСНАЯ в 1943-м году (конечно после «Мышонок Янки-Дудль»). Давайте не будем особо вспоминать менее интересные серии (за исключением самых неудачных), хотя каждая из них по-своему интересна, и каждый любитель американских мультфильмов найдет в них что-то интересное ИМЕННО для СЕБЯ.

Хочу отдельно отметить серию «Мышиные неприятности» (1944). Почему Американская Академия Киноискусств номинировала и наградила эту серию «Оскаром»?! Мультфильм как-то печально заканчивается. Как отметил Андрей, один из подписчиков рассылки «Всё об американских мультфильмах», написав мне и высказав свое недовольство по поводу того, как Том в этой серии перегрыз и проглотил игрушку, а в финале вовсе оказался на небесах. Уверен, что кто-нибудь будет готов возразить мне по поводу мнения об этой серии. Дискуссию объявляю открытой.

Так, как это была последняя серия 1944 года, перейдем отмечать творческие ПОБЕДЫ 1945-го года. 
Во-первых, требует особого внимания серия «Мышонок на Манхеттене». Несмотря на отсутствие очередных «крушений» и «землетрясений», а также «полета» стульев и всего прочего, серия очень удачно выделяется в этом периоде. Как заметил уважаемый нами Глеб Добарский в рецензии на эту серию (http://caclen1.narod.ru/rev/mouse_in_manhattan.htm) - этому мультфильму со спокойной душой можно было дать «Оскар». Ведь в мультфильме благодаря ОГРОМНЕЙШЕМУ труду композитора сериала Скотту Брэдли звучит «Манхэттенская серенада», в мультфильме мы переносимся на улицы вечернего Нью-Йорка 1945 года. Первоначальное название именно такое и было – «Манхэттенская серенада», но потом было решено переименовать серию, так как главным героем в основном выступил Джерри. 

Также в 1945 году особого внимания заслуживает серия «Тише, пожалуйста!», получившая премию «Оскар». Мультфильм получился ну ОЧЕНЬ УМОРИТЕЛЬНЫМ. Традиционные перестрелки в доме – это просто СУПЕР! А как Томас, напоив Бутча снотворным, играл на его морде барабаном. Каждый раз, когда смотришь этот момент, так и хочется отмотать немного назад пленку и еще, и еще повторить музыкально-барабанные способности Томаса.

В 1946 и 1947 годах особого внимания заслуживают серии «Время любви для Томаса» и «Кот на рыбалке». Серия «Время любви для Томаса» это первый любовный мультфильм, где Том попадает в очередную передрягу из-за первой попавшейся кошечки. Он уже «влюблялся» в сериях: «Кошачьи страсти» (1942) и «Кот-стиляга» (1944). Но такого полета фантазий у него еще не было. 1947 год отмечен серией «Кот-рыболов», когда Томас пошел на САМУЮ ОБАЛДЕННУЮ для него рыбалку. А как Вам нравится «Время веселится, приятель» (1947). Так Том еще не напивался никогда! Вот эту-то серию я бы, не задумываясь, наградил «Оскаром». Конечно же, ГРАНДИОЗНАЯ серия «Кошачий концерт» по праву была награждена премией Американской Академии Киноискусств. Ведь там Том не просто нажимает, на какие попало клавиши рояля. Скотт Брэдли, пригласив коллег-композиторов, проделали БОЛЬШУЩИЙ КУСОК РАБОТЫ совместно с аниматорами и др. художниками для того, чтобы Томас правильно нажимал на клавиши рояля, играя Венгерскую рапсодию Ференца Листа.

Вершиной творческого пика отмечен период конца 1945 до 1951. Перечислять в этом периоде каждый отдельно взятый мультфильм нет смысла, потому что они все сделаны ОЧЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО. Этого ВЕЛИКИЕ МУЛЬТИПЛИКАТОРЫ достигли, раскрыв пляжно-летнюю тему. За это им БОЛЬШОЕ СПАСИБО. Мульты – КЛАССНЫЕ!!! 

Конечно, мне, ярому поклоннику этого сериала не очень приятно продолжать далее рецензировать ЛЕГЕНДАРНЫЙ сериал. Начиная с 1951 года в творческой работе ВЕЛИКИХ мультипликаторов над этим сериалом началось какое-то затухание. Мультфильмы стали все менее и менее интересны. 

В начале 50-х У. Ханна и Д. Барбера раскрыли более детально тему «маленького утенка».А в 1952 году из-под рук аниматоров отдела «Тома и Джерри» вышла серия «На коротком поводке», где наблюдается частое повторение сюжетной линии серии «Телохранитель» (1944). Нельзя не пропустить, что это не единственный случай за всю историю «Том и Джерри». К сожалению, частенько попадаются серии, где один мультфильм в какой-то степени напоминает другой, ранее выпущенный.

По-моему, субъективному мнению серии с маленькими утятами (duckling) не очень интересны. Паралельно с темой «маленького утенка» пошла череда серий-«воспоминаний»: «Потерявший голову кот» (1952), «Кот-мореход» (1952), «Жизнь с Томом» (1953), «Хитрый кот» (1955) и «Блюз грустного кота» (1956).
Середина 50-х и до 1958 года (напомню, именно в этом году MGM закрыла отдел анимации) отмечена тематикой «Трех мушкетеров», что по моему субъективному мнению «подкосило» сериал.
Среди серий тематики «Трех мушкетеров» выделяется серия «Два мышкетера» (1952). И я не понимаю, за что ее наградили «Оскаром»!? Это в продолжение разговора вокруг серии «Мышиные неприятности» (1944). В отличие от серии 1944 года, где я написал: «мультфильм как-то печально заканчивается» - здесь, НУ, ОЧЕНЬ все печально, не смешно, и я уверен, что многие меня поддержат в том, что серия не заслужила «Оскар» (В этой картине Томасу в конце отрубают голову гильотиной). А вот главный приз Американской Академии Киноискусств заслужила бы лучше серия «Два маленьких индейца» (1953), а еще лучше «Джерри и Джумбо» (1953). Вот какую-нибудь из этих серий можно было бы наградить высшей наградой американского кинематографа. Именно эти серии выделяются в лучшую сторону в 50-х. 

В 1952-м исчезла Мамочка-С-Тапочками, чернокожая героиня мультсериала. Ведь тогда была ужасная цензура по поводу присутствия в фильмах и мультфильмах чернокожих героев. Появилась новая героиня - молоденькая Хозяйка дома.

1953 год отмечен завоеванием 7-й (!) премии «Оскар» за серию «Иоганн Маус». Этот мультфильм один из немногих, который выделяется в лучшую сторону в этом периоде. Конечно мультфильм не такой интересный, как другие мультфильмы обладатели «Оскаров», но среди когорты скучных серий 50-х он заслужил эту награду. Хотя можно было бы и в 1952 постараться заполучить самую высокую награду Американской Академии Киноискусств. 

Начиная с 1956-го наблюдается уверенный творческий спад. Среди САМЫХ неудачных мультфильмов нужно отметить «Ведьма на метле» (1956) и «Королевский покой» (1958). Также среди самых неудачных серий второй половины 50-х выделяются «Джерри и Робин Гуд» (1958), «Няньки поневоле» (1958), а также неинтересно напоминает о серии «Морская игрушка» (1947), мультфильм «Том-культурист» 1956 года.

Видимо Уильям Ханна и Джозеф Барбера, или предчувствовали, или знали о скором закрытии мульотдела. По-другому никак нельзя объяснить такой творческий спад, и чем ближе к 1958, тем все менее интересные серии. А самое главное в этом моменте, то, что в 1959 году создатели ЛЕГЕНДАРНЫХ «Том и Джерри» открыли настолько УСПЕШНУЮ мультстудию – ни как не хочется верить, что это был именно творческий спад. Видимо причину мы никогда не узнаем – об этом теперь уже знает только один Джозеф Барбера. Да, и не забудьте прочитать статью «Ханна-Барбера – 44 года с момента создания» на сайте http://caclen1.narod.ru. Прочитав эту статью, Вы лишний раз убедитесь в том, что все-таки (я в этом уверен!!) не было никакого творческого спада. В последний момент я вспомнил, - а может они так сразу не смогли справиться сразу работой режиссеров и продюсеров? Ведь в 1955 году по состоянию здоровья из мира кино и мультипликации уходит Фред Куимби. 

Не хотелось бы заканчивать на такой грустной ноте. Не все так уж и плохо было в 50-х годах. Среди (с натяжкой) интересных серий нужно вспомнить «Приготовление барбекю» (1956). Вообще в 50-х годах в лучшую сторону выделялись серии с «собаче-щенячей» тематикой. На протяжении всех 18 лет хорошо удавались серии, где присутствовали пес Бутч (Спайк) и его щенок (Тайк).

С 1961 по 1963, компания Rembrandt films во главе с Жене Детч (известный пражский мультипликатор) выпустила 7 серий в дополнении ЛЕГЕНДАРНОГО сериала, после чего  компания прекратила производство этих мультфильмов. 

В 1965 году, уже на студии «Hanna-Barbera Production Inc.» сами создатели выпустили еще две серии (все эти 9 серий я не видел, ничего сказать по поводу их качества не могу).

С 1964 по 1967, Чак Джонс на студии «Sib-Tower 12 Production» при MGM выпустил поп-серию «Том и Джерри», но она даже и близко не имеет такого успеха, как мультфильмы Ханны-Барберы.


(с) 2002-2003. Частичное/полное воспроизведение материалов сайта только после разрешения автора!

E-mail: dgn@sibmail.ru

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz