Энциклопедия Классической Мультипликации

Всё о мультфильмах, мультсериалах и об их создателях

Энциклопедия Классической Мультипликации


Мультфильмы

Мультсериалы

Рецензии

Новости

Карта Сайта


 

Мультипликационные студии: "Metro-Goldwyn-Mayer"

Навигация

Мультипликационная студия кинокомпании "Metro-Goldwyn Mayer"


Мультотдел кинокомпании "MGM": история (1934-1967)

 

Когда мы говорим: "Мультфильмы "MGM", то что и кто прежде всего приходит на ум? Конечно же, Текс Эйвери, мультсериал "Том и Джерри" и унылая собака Друпи. Но за всем этим находится более чем 25-летняя история мультипликационного отдела знаменитой кинокомпании, а также первоначальный вклад в развитие мультотдела учеников Уолта Диснея - Рудольфа Айзинга и Хью Хармана.

Мультфильмы MGM, как и мультфильмы других кинокомпаний, занимают особое место в истории мультипликационного искусства. Благодаря присущей оригинальности режиссеров-мультипликаторов в быстроте действий, в сентябре 1934 года мультотдел задышал полной грудью, несмотря на нехватку сотрудников.

Рудольф Айзинг организовал в мультотделе MGM свою собственную продюсерскую компанию под названием "Harman-Ising Production", после чего начал выпускать первые мультипликационные ленты. Был основан мультсериал "Happy Harmonies" ("Радостные гармонии"), который по сюжетам мультфильмов да и по технике был схож с диснеевской серией "Silly Symphonies" ("Бесхитростные симфонии"). Главное различие между серией Айзинга и серией Диснея было в том, что "Happy Harmonies" полностью были цветными, "Silly Symphonies" же до 1932-го года были черно-белыми, пока не вышел мультфильм "Flowers and Trees", ставший первой цветной картиной за всю историю мультипликации. Снимать восьми-десяти минутные цветные картины, да еще на только что сформировавшемся мультотделе, было в 1934-м дорогим удовольствием, поэтому Айзингу пришлось раскошелиться, чтобы приобрести у Technicolor цветную пленку для своей первой и легендарной мульткартины - "The Discontented Canary", которая считается первой за всю историю MGM-овских короткометражек. Музыкально-повествовательная рисованная история о канарейке, решившей улететь в теплые края, вдохновляла только лишь палитрой красок и неплохой музыкой, написанной начинающим композитором Скоттом Брэдли (Scott Bradley), перешедшего на "MGM" с "Columbia Pictures". Так что успеха первые "Happy Harmonies" не соискали. Самое забавное, что "Радостные гармонии" были озвучены той же звуковой системой, что и "Silly Symphonies" - "RKO - High Quality Sound System". Дисней работал с ней очень долго, и в течение многих лет считал её самой надежной.

Однако, стоило Айзингу ввести в свой мультсериал героя "Веселых мелодий" - Боско, как популярность пошла вверх. Во-первых, Боско стал "цветным" и участвовал в великолепных красочных мультфильмах, таких как "Hey Hey Fever" (1935), "Bosko's Easter Eggs" (1936). Параллельно с "Happy Harmonies", на MGM начал выпускаться крайне дешевый мультсериал под названием "Captain and the Kids" ("Капитан и дети", 1938-1939), режиссерами которого в разное время были Уильям Ханна и Джордж Гордон. Рудольф Айзинг не имел чести заниматься черно-белыми мультфильмами этого сериала. Всего вышло чуть более 20 картин с участием Капитана и его подопечных. Главная ценность его ныне в том, что некоторыми сюжетами занимался Уильям Ханна.

В 1936-м году появляется новый, достаточно удачный персонаж - мышонок маленький Чизер (сырный воришка). Картина "Little Buck Cheeser" (1937) считается одной из ценнейших в мультипликационном фонде MGM. Я считаю Чизера прототипом героя мультфильма Уолтера Ланца "Jukebox Jamboree" (1942), мышонка, который такой же маленький и по расцвету явно напоминает айзинговского персонажа.

В том же 1936-м "Happy Harmonies" достигают своего апогея, когда выходит мультфильм "To Spring" ("Приближение весны"), блестяще срежисированный Уильямом Ханной. Некоторые рецензенты до сих пор считают, что это один из лучших мультфильмов MGM. Работа над мультфильмом велась крайне долго - с конца 1935-го года, и лишь в апреле 1936 его удалось выпустить. Великолепная девятиминутная короткометражная лента, содержащая в себе словно несколько тысяч колоритных рисунков из различных книжек со сказками и былинами, была номинирована на "Оскар". Однако долгожданную премию отобрал Уолт Дисней своими "Бесхитростными симфониями", в связи с чем Рудольф Айзинг был крайне разочарован, потому что премии за лучшие мультфильмы всегда доставались Диснею, а сделать подарок всем работникам мультотдела MGM так хотелось! Но это был провал...и, к сожалению, не последний.

В конце 30х штат сотрудников отдела заметно пополнился. Появились такие личности, как Джо Барбера, Пит Бернесс, Дэн Гордон - совсем молодые аниматоры, всё никак не нашедшие пристанища на неровной дороге к успеху в искусстве анимации. Барбера познакомился с Уильямом Ханной и занялся работой над мультфильмом "Puss Gets The Boot". Другая группа аниматоров работала над картиной "The Milky Way"/"Молочный путь" с участием трех маленьких котят. Последняя была закончена на два месяца раньше, чем "Puss Gets The Boot", который был выпущен на большой экран 20-го февраля 1940-го года. Оба два мультфильма были схожи по технике, поэтому оба стали номинантами на "Оскар". После долгих разбирательств, премия была торжественно вручена ленте "The Milky Way". Таким образом, этот мультфильм стал первым недиснеевским обладателем престижной кинопремии. "Оскар" дали мультфильму "MGM".  Что же касается "Puss Gets The Boot", то жюри, вероятно, не понравилась кошачье-мышиная потасовка в конце мультфильма, но если бы оно знало, что эта потасовка является толчком к созданию мультсериала с участием Тома и Джерри, тогда, должно быть, призадумалось бы... "The Milky Way" не сумел удержать своего успеха, сейчас эта картина канула в Лету и есть, вероятно, у единиц людей во всем мире.

В 1939-м году Хью Харман создает на MGM новую мультипликационную серию под названием "Медведь Барни" ("Barney Bear"). Глупый медведь попадал в нестандартные ситуации 24 раза до 1954-го года, когда серия была закрыта окончательно и бесповоротно. Некоторое время "медведя Барни" продюсировал сам мистер Айзинг, но когда в 1943-м он бросил свое детище, пост продюсера занял Фред Куимби.

Но и не маленький Чизер, и не медведь Барни, и не Боско с Хони оставили огромный след в истории мультотдела MGM. Сделать это смогли кот Том и мышонок Джерри благодаря своим бессменным режиссерам Ханне и Барбере. Благодаря их нечеловеческим усилиям к победе, серия сумела за одни сороковые годы завоевать аж 5 (!) "Оскаров"! Когда в 1942-м первые мультфильмы мультсериала "Том и Джерри" начинали крутить обороты, в MGM, что называется, нежданно-негаданно "нарисовался" режиссер Текс Эйвери. Причина в том, что, дескать, мэтр поругался с Леоном Шлезингером, продюсером "Warner Bros.", и ему некуда было деться со своим талантом. Отдел MGM помог реализовать замыслы великого мульткомика. Эйвери выпускает антивоенный мультфильм "Blitz Wolf", в котором в открытую заявляет, что Адольф Гитлер - большая вонючка и с помощью мультипликации отправляет его прямиком в ад (думаю, в реальности мультипликаторы только этого и хотели). Картина завоевала огромное признание среди простых американцев.

В 1943-м году мультфильмы MGM и их создатели получают неплохие доходы и пользуются огромным успехом среди публики. Унылая псина Друпи, созданная Тексом Эйвери в 1943-м, вечно воюющие между собой Том и Джерри, глупый и смешной медведь Барни - главные персонажи MGM-овских мультфильмов, сумели стать культовыми в свое время. Больше всего поражает свобода мысли Текса Эйвери. В своих мультипликационных забавах режиссер позволял себе всё, даже полуголых красоток. Сексапильная Красная Шапочка, впервые появившаяся в мультфильме "Red Hot Reeding Hood", в которую был безумно влюблен волк, произвела разное впечатление на зрителей. Некоторые были в полном восторге и испытывали желание вновь увидеть длинноногую девушку на экране, другие же считали пошлостью такие моменты, когда бабушка Красной Шапочки кидает ключ от квартиры себе под сарафан. А демонстративная показуха Красной Шапочки, пардон, своей попки Волку, являлась довольно-таки смелым шагом к успеху. Наверное, даже не стоит говорить, что все мультики MGM с Красной Шапочкой имели и имеют высокую популярность до сих пор. 

В 1943-м получает "Оскар" мультфильм с Томом и Джерри. Враждующие кот и мышонок за время своего существования до 1958 года получают престижную премию еще в 1944, 1945, 1947, 1949, 1952 и 1953-х годах! То есть, практически каждый год за редким иключением! Еще ни один мультсериал всех кинокомпаний вместе взятых не имел такого ошеломляющего успеха.

С начала сороковых годов мультфильмы MGM считаются элитарными. Блестящее качество анимации, прекрасная музыка и великолепные сюжеты нельзя было сравнить с теми же картинами Warner Bros. Как отметил не так давно Уильям Ханна насчет своего мультсериала, "Наши мультфильмы ведь очень просты. Но почему же мультфильмы с Томом и Джерри продолжают смотреть весь мир даже 50 лет спустя их создания? Да потому что они безумно веселые! Мы делали все, чтобы наши ленты получались смешными". Действительно, смех стал визитной карточкой мультипликационных фильмов Metro Goldwyn Mayer.

1954-й год стал самым продуктивным за всю историю мульотдела - было отснято 19 мультфильмов с участием Тома и Джерри, Друпи и медведя Барни. Но именно в этом году началась череда провалов. Закрывается мультсериал "Медведь Барни", над которым в течение последних 3х лет работал мультипликатор Дик Ланди, в конце 54-го с MGM уходит Текс Эйвери. После 1954-го ни один из мультфильмов MGM не получил ни одного "Оскара", хотя номинанты были - например, мультфильм Майкла Лаха с участием Друпи - "One Droopy Knight" (1957).

В конце 50-х производительность мультипликационных фильмов снижается и в 1958-м мультотдел MGM был благополучно закрыт. Причины закрытия не совсем ясны, однако одну среди них выделить можно - руководство кинокомпании посчитало, что время показа в кинотеатрах рисованных лент прошло и сейчас выгодно производить мультфильмы для телевидения. Уильям Ханна и Джозеф Барбера смогли справиться с решением руководства и сумели организовать свою собственную студию, однако другие режиссеры остались без работы. Отдел MGM стал первым похороненным в конце 50-х. Вслед за ним в 1963-м закрывается мультотдел "Warner Bros.", а потом и "Paramount Pictures"... Настали годы острейшего кризиса для всех мультипликаторов. Так, Текс Эйвери до конца своих дней нигде не смог найти работу, ни на одной студии. 

Одновременно с закрытием мультотдела MGM, разумеется, прекращается выпуск мультфильмов с участием Тома и Джерри и Друпи. Последним мультфильмом отдела стал "Droopy Leprechaun" (1958) с участием Друпи. Эта дешевая и некачественная рисованная картина говорит о том, что мультипликаторы выдохлись и жутко устали от битвы с начальством. Мультипликаторы не хотели прекращения работы отдела! Однако, просуществовав почти 25 лет (всего лишь!), он был закрыт. Восемь "Оскаров", слава и успех канули в лету. 

Каково мое личное мнение о MGM-овских картинах? Стоит сказать, что у меня в видеотеке их больше всего. На самом деле, их стоит назвать самыми популярными среди мультфильмов остальных студий. Они были самыми "прикольными" в свое время, самыми балдежными, садисткими, доводящими до истерического хохота зрителей. Очень милое начало в начале тридцатых и бурный конец с агонией в конце пятидесятых - вся история мультотдела MGM. В этом сравнительно маленьком периоде находятся более 300 увлекательных мультипликационных фильмов, каждый из которых и по сей день имеет своих поклонников. Думаю, ныне нет практически ни одного человека на земле, который не посмотрел бы хоть одного мультфильма величайшей кинокомпании.

 (C) DoGNik

 


(с) 2002-2003. Частичное/полное воспроизведение материалов сайта только после разрешения автора!

E-mail: dgn@sibmail.ru

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz